Logo Suzuki   the ultimate 4-stroke outboard
Смотрите также
Suzuki: революция продолжается! #5 (36)/ФАРВАТЕР/2009 - Пресса o Suzuki - Статьи Suzuki: революция продолжается! #5 (36)/ФАРВАТЕР/2009 - Пресса o Suzuki - Статьи Оригинальные комплектующие Suzuki
 
Suzuki: революция продолжается! #5 (36)/ФАРВАТЕР/2009 - Пресса o Suzuki - Статьи

Suzuki: революция продолжается! # 5 (36)/ФАРВАТЕР/2009

Зная такую особенность рыночной стратегии компании, я с неизменным любопытством ожидаю её новые модели. Презентация очередных была устроена на живописном озере в самом сердце Ломбардии (Италия), у курортного городка Бавено. На сей раз мы основательно «обкатали» показанную ещё в Дюссельдорфе пару Suzuki 8 и 9.9, а в качестве «главного блюда» европейской прессе предложили принципиально новую «шестидесятку».

Suzuki DF 60 TL

Suzuki: революция продолжается! #5 (36) / ФАРВАТЕР / 2009

Начинаем с «теории» — смотрим таблицу ТТД: «голова» 4-тактного мотора — с двойным распредвалом DOHC и квартетом клапанов на каждый из трёх цилиндров. Комментирует Андрей Бильченко, директор киевского отделения Suzuki: «Чем больше клапанов, тем лучше вентиляция камеры и выше производительность двигателя, т. е. КПД. Обратная сторона медали — много металлических деталей, а это прибавка к весу». Проверяю: всего 102 кг — новый мотор не только на 42% «невесомей» предшественника, но и минимум на 4 кг легче конкурентов-одноклассников (в том числе — только анонсированных)! Причём не только легче, но и компактнее (сравнение силуэтов см. на рисунке). Начало хорошее. Но главные вопросы — как он работает и сколько топлива потребляет. Для «утоления информационной жажды» журналисты ведущих европейских водных изданий получили четыре «дебютанта» на разных мотолодках. Из них три обеспечены цифровыми приборными комплексами, в числе которых есть и расходомеры топлива — да, подобно DF300 и DF70-90, наш «подопытный» оборудован цифровой шиной данных. Для замера скорости — под рукой штатный «тестовый» GPS. Поехали. Данные снимаю с «шагом» 250 об/мин, от максимальной скорости до схода с глисса, свожу в таблицу. В каждой строчке делю скорость на расход топлива — получаю «выбег» (т.е., реально пройденное расстояние) на одном литре топлива.

Ну что сказать? Свыше 4,5 км на литре топлива для «питания» такой мощности — уже шикарно. А полученная на Flyer F16 цифра 5 км/л — вообще фантастика! (Справедливости ради: несколько «шагов» (по оборотам) выставлялись с погрешностью — как позволяли грубоватые тросовые «дистанционки». Т.е. соответствующие точки на сравнительном графике должны быть немного смещены вправо-влево. Но за цифры скорость/расход я ручаюсь — по вертикали все точки на своих местах.)


Технические характеристики

  DF 60 T DF 60 TH
Тип мотора 4-тактный DOHC 12 клапанов
Число цилиндров 3 (рядное расположение)
Максимальные обороты, об.мин. 5300-6300
Максимальная мощность, л.с./об.мин. 60 / 5800
Подача топлива Многоточечный последовательный электронный впрыск топлива
Рабочий объём, см. куб. (дюймы куб.) 941 (57,4)
Bore X Stroke, мм (дюймы) 72,5 х 76 (2,85 x 2,99)
Высота транца, мм S: 381, L: 508, X: 635 L: 508
Вес, кг S: 102, L: 104, X: 107 L: 108
Привод распредвала Клапанный механизм с цепным приводом и автоматическим гидравлическим натяжителем
Система зажигания С полным транзисторным управлением
Генератор пер. тока 12В, 19A
Передаточное число 2,27:1
Управление дистанционное ручное
Винты на выбор, дюймы 11-1/2х9, 11-1/2х10. 11-1/2х11, 11-5/8х12. 11-1/2х13, 11-3/8х14. 11-1/4х15, 11-1/8х16
увеличить

Из таблицы легко определить самый экономичный режим работы — крейсерская скорость будет соответствовать оборотам двигателя в пределах 4000-4500. Для наших лодок (от лёгких RIBов до тяжеловатого Ranieri) это 18-20 узлов (или 34-37 км/ч) — вполне пристойные для стайерских бросков цифры.

А «виновата» в столь завидных параметрах инновационная система Learn Burn Fuel Control, которая прогнозирует необходимый (в зависимости от условий эксплуатации) объём топлива и позволяет двигателю работать на крайне обеднённой смеси. Сигналы с датчиков в ключевых точках двигателя обрабатываются на 32-битном компьютере, который и управляет системой многоточечного последовательного электронного впрыска. В результате достигается очень высокая эффективность сгорания — по данным официальных замеров, новый двигатель потребляет топлива на 54% (!) меньше, чем предшественник, и среди всех «шестидесяток» на рынке — самый экономичный.

Но самое любопытное: работа Learn Burn явно оптимизирована для двух режимов — на «крейсерских» и максимальных оборотах. Внимание на левую (высокооборотную) часть сравнительного графика экономичности. Обычно кривая уходит вниз безвозвратно — чем выше скорость, тем хуже экономичность. Здесь же — отличная новость для «лётчиков»! — на оборотах, близких к максимальным, экономичность вновь растёт, зашкаливая на лёгких лодках за уважительные 3 км/л (ещё недавно это была хорошая цифра на крейсерском ходу!).

Suzuki: революция продолжается

Итак, здравомыслящий водномоторник будет «гонять» новый двигатель либо на «крейсерских» оборотах (мы уже знаем: для дальних переходов — 4000-4500 об/мин), либо на полном ходу (5800 и выше). Самые невыгодные с точки зрения экономичности 5000-5750 об/мин человек со славянским менталитетом в любом случае оставит невостребованными — в обычных «разъездах» ручку газа просто толкают до упора.

Кстати, у Learn Burn Fuel Control System есть ещё один плюс: она следит и за плавным запуском двигателя. А максимально полное сгорание топлива «подняло» и его экологические характеристики — мотор отвечает новейшим (2010 года!) требованиям как европейских, так и американских стандартов по выбросам («3 звезды» от Калифорнийской комиссии по воздушным ресурсам — это действительно серьёзно).

Свою роль в скоростных характеристиках Suzuki DF 60 TL наверняка сыграла и уже проверенная на «старших» моделях схема редукции. Слово Андрею: «Два редуктора — «фишка» Suzuki. Верхний, с большой шестернёй, понижает обороты. Благодаря этому, подводный редуктор получился очень компактным, улучшилась его гидродинамика. Плюс за счёт выноса коленвала (самая тяжелая часть мотора) вперёд улучшается продольная развесовка лодки». Добавлю: а ещё снижается вибрация и улучшается курсовая устойчивость.

Ещё одна «изюминка» двигателя — не требующая технического обслуживания цепь механизма газораспределения. У кого в автомобиле на ходу рвался ремень ГРМ (механизма газораспределения), тот знает, что поршень обычно гнёт запавшие внутрь клапаны, и ремонт предстоит сложный и дорогостоящий. Но на дороге можно выйти из машины и вызвать техпомощь — а что делать на воде, в «глухом» закоулке водохранилища?.. Поэтому водномоторники вынуждены ремни периодически менять. Но только не на Suzuki: цепь есть цепь, надёжность её несравнимо выше. Работает она в масляной ванне, снабжена системой гидравлической самонатяжки — другими словами, просто забудьте о её существовании. Снова Андрей: «Потенциально ремень работает гораздо тише, чем цепь. Но послушай звук мотора — японцы умудрились свести биение цепи на нет, механизм шумит не больше, чем его «ременной» аналог». Ну, на средних и максимальных оборотах объективно оценить сложно (рядом бы всех конкурентов выстроить), а вот на холостых… У меня на глазах несколько человек просто не замечали, что мотор не выключен. И от металлических ноток, присущих ранним Suzuki, не осталось и следа.

Напоследок — несколько фактов из пресс-релиза. Свой вклад в экономичность внесла и оптимизированная система смазки с принципиально новым насосом — сопротивление циркуляции масла в контуре удалось существенно снизить. Улучшили инженеры и помехозащищённость, тщательнее экранировав свечи. Мощный генератор питает бортовые аккумуляторы нормальным зарядным током даже на оборотах, близких к холостым. А система ограничения продольного и поперечного наклона позволит пользователю самому выставить датчики, которые предотвратят повреждение корпуса судна или мотора при манипуляциях с двигателем Услышал любопытную оценку специалистов: новый Suzuki — самый технически «продвинутый» мотор в классе «шестидесяток».

Давно задавался вопросом: как при столь серьёзных инвестициях в новые разработки Suzuki-Marine удаётся держать агрессивно низкую цену на свои моторы? Оказалось, у компании нет «перевалочного» евросклада, как у других брэндов. Дилеры, прогнозируя на свой страх и риск, за много месяцев наперёд отправляют заявки на двигатели прямо на завод, а после изготовления получают товар напрямую. Экономия на себестоимости очень существенная. Но есть и минус — невозможно оперативно среагировать на изменившийся спрос. Вот почему иные модели у наших продавцов «заканчиваются» посреди сезона продаж. Запомните эту особенность Suzuki и планируйте покупку на весну, пока склады полны!

FLYER F16 + SUZUKI DF 60 TL  Лодка: RIB, длина 5 м, вес порожнем 330 кг,

Загрузка

3 человека + полный бензобак

Выход на глисс,

5 секунд

Об/мин

Скорость, узлы

Скорость, км/ч

Расход, л/ч

Пробег на 1 литре (км/л)

6100

32,2

59,6

19,2

3,1

6000

31

57,4

19

3,0

5750

29,5

54,6

18,7

2,9

5500

27,6

51,1

17,4

2,9

5250

26,1

48,3

15,5

3,1

5000

23,7

43,9

12,4

3,5

4750

22,8

42,2

9,2

4,6

4500

20

37,0

7,8

4,7

4250

18,5

34,3

7

4,9

4000

16,8

31,1

6,2

5,0

3750

14,2

26,3

6,3

4,2

3500

10

18,5

5,2

3,6


ZAR 43 + SUZUKI DF 60 TL Лодка: RIB, длина 4,5 м, вес порожнем 300 кг,

Загрузка

2 человека + полный бензобак

Выход на глисс,

4,5 секунд

Об/мин

Скорость, узлы

Скорость, км/ч

Расход, л/ч

Пробег на 1 литре (км/л)

6400

33,2

61,5

19,9

3,1

6000

30,9

57,2

19,9

3,0

5750

29,9

54,4

18,4

3,0

5500

27,3

50,6

17,3

2,9

5250

26,2

48,5

15

3,2

5000

24

44,4

13

3,4

4900

23,5

43,5

10

4,4

4750

22,5

41,7

9,1

4,6

4500

20,5

38,0

7,8

4,9

4250

18,7

34,6

7

4,9

4000

16,9

31,3

6,4

4,9

3750

14,3

26,5

6,2

4,3

3500

12

22,2

5,4

4,1


RANIERI VOYAGER + SUZUKI DF 60 TL  Стеклопластиковая мотолодка, длина 5,55 м, вес пороженем 520 кг,

Загрузка

1 человека + полный бензобак

Выход на глисс,

4,5 секунд

Об/мин

Скорость, узлы

Скорость, км/ч

Расход, л/ч

Пробег на 1 литре (км/л)

6200

28,2

52,2

19,95

2,7

6000

27,5

50,9

19

2,7

5750

25,2

46,7

18

2,6

5500

24

44,4

16,9

2,6

5250

22,4

41,5

14,5

2,9

5000

20,9

38,7

13

3,0

4750

19,2

35,6

8,8

4,0

4500

18

33,3

7,8

4,3

4250

16

29,6

7

4,2

4000

14,1

26,1

6,2

4,2


Suzuki 8 и 9.9

увеличить

Их ТТХ и особенности я расписал ещё полгода назад («Фарватер» №1/2009). Напомню кратко: уменьшенный (относительно предыдущей модели) объём цилиндра и новая система зажигания Digital CDI привели в сумме к существенной экономии топлива на малыхсредних оборотах — то, что надо для рыбаков и яхтсменов. Оба двигателя оснащены «в базе» мощными генераторами (выход 12 А), а ещё могут комплектоваться электростартёрами.

Но самое интересное сейчас — опробовать управление. На румпель, кроме обычной здесь регулировки «газа», выведен также переключатель реверса. Идея — чтобы все манипуляции можно было выполнить одной рукой и водителю не отвлекаться от курса, управляя двигателем. Выглядит красиво, но так ли всё на практике?

 Для экспериментов у нас — две «восьмёрки» и две «9.9» на четырёх надувных лодках (одна — RIB). Сразу скажу, что разница в мощности ощущается только при замерах скорости, а в «повадках» они одинаковы. Начнём-с.

Берусь за румпель. Обе рукоятки (газ/реверс) такого размера, что свободно «накрываются» одной ладонью. Рукоятка реверса проворачивается примерно на 40 градусов в одну и другую сторону («передний» или «задний» ход), вращение ручки газа тоже укладывается примерно в этот же диапазон. Т.е., все манипуляции выполняются движением кисти и пальцев, в любом случае не приходится перехватывать рукоятку. С одной стороны — очень удобно. С другой — на лёгкой лодкеуправление газом получилось слишком «острым»: чуть сильнее крутанул румпель — и пришпоренная лодка стремится выскочить из-под седока. В принципе, привыкаешь очень быстро и работаешь рукояткой аккуратно. Но если лодку резко подбросит волной, рука непроизвольно дёргается (инерция тела) и крутит газ — может получиться рисково.

увеличить

Спросил японцев, можно ли увеличить ход рукоятки газа, «растянув» диапазон управления — качают головой, мол, конструктивно нельзя. И подтверждают: так сделано намеренно, именно для регулировки скорости одним хватом руки. Считают, что «перехватывать» рукоятку газа опаснее, чем управлять им «тонко». Может и так. Кто однозначно выиграл от такого решения — так это владельцы тяжелых лодок: инерция не даст их судну резко дёргаться, т. е. с безопасностью вопросов не будет даже у непривыкших. А по удобству манипулирования, особенно на манёврах в переполненной марине — песня! Действительно, стоит привыкнуть к направлению включения «вперёд» и «назад» (лично я поначалу путался), как просто отпадает необходимость оглядываться, даже лёгкой лодкой можно управлять «прецизионно». Рукоятки «ухватистые», переключатель реверса снабжён выступом — находится наощупь. Трение рукоятки «газа» регулируется стопором — в общем, всё для удобства. Я несколько раз, не напрягаясь, при швартовке намеренно останавливал судно в сантиметрах от понтона, что не смог бы гарантировать при обычном расположении рычага «реверса».

«Умные» блокировки рукояток я проверил ещё в Дюссельдорфе: при добавленном газе реверс не переключится — даже при желании повредить трансмиссию вряд ли получится.

И ещё одна толковая деталь — рычажковый фиксатор, выведенный над струбцинами крепления: после активного маневрирования в марине (обычное дело на яхте) двигатель фиксируется одним движением (практически не глядя) и можно рулить штатным румпелем судна.

увеличить

Но сейчас мы на лёгких мотолодках, которые помогут оценить скоростной потенциал моторов. Suzuki 8 + Zodiac Cadet 325FR («кильсон» и надувная слань): на максимуме 16-16,2 узла (около 30 км/ч). Точно такую же скорость показал и другой «кильсонник» (на сей раз — с жестким пайолом) Suzumar 290. А Suzumar DS 270 RIB с Suzuki 9.9 на транце «выдал» 20,1 узла (37,2 км/ч).


Технические характеристики

Модель DF8A DF9.9A DF8AR DF9.9AR

Тип двигателя

4-тактный SOHC

Топливоподача

карбюратор

Длина вала, мм

S: 381; L: 508

L:508

S: 381; L: 508

Система запуска

ручной, электростартер

электростартер

Вес, кг

ручной старт S: 39,5; L:

42 электростартер S: 43; L: 45,5

L:44

S: 41,5; L: 44

Кол-во цилиндров

In-Line 2

Объём цилиндров, см. куб.

208

Диаметр X ход, мм

51×51

Макс. мощность, л.с. (об/мин.)

8 (5200)

9,9 (5700)

8 (5200)

9,9 (5700)

Максимальные обороты, об/мин.

4700~5700

5200~6200

4700~5700

5200~6200

Управление

румпель

дистанционное

Маслобак, л

0,8

Система зажигания

DigitalCDI

Генератор

ручной старт: 6A,

электростартер: 12A

12A

Крепление двигателя

транцевые струбцины

 

Тримование

ручное

Передаточное отношение

2,08: 1

Передачи

передний-нейтраль-задний

Выхлоп

через ступицу винта

Винт, дюймы

S: 9; L: 8


Напоследок — справочка от Андрея Бильченко: «Suzuki не первыми вывели полное управление на румпель. Но у новых моторов есть ноухау — возможность добавить газ на нейтрали. Зачем? При длительной работе на самых малых оборотах свечи «заливает», и при включении передачи мотор нередко глохнет. Чем хуже качество топлива, тем острее эта проблема. А чтобы её избежать, достаточно «газануть» перед включением передачи. У Suzuki такая возможность есть».


Вместо послесловия

увеличить

Официальная статистика: оборот европейского рынка лодочных моторов в 2008 году упал в сравнении с 2007-м на 19%. Но оборот Suzuki за этот же период снизился лишь на 2%, а доля брэнда в «общем котле» выросла на 4%. Водномоторники голосуют за инновации своими деньгами — это и есть истинная оценка замечательной работы японских инженеров. Ждём очередные революционные модели?

«Фарватер» информирует: генеральный партнер Suzuki-Marine в Украине — компания «Логос-Марин» (www.suzukimarine.com.ua).

Богдан Парфенюк. 
ФАРВАТЕР #5 (36) 2009